Пятница
29.03.2024
01:11
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Валериан Правдухин

    Степной охотник, талантливый пистатель

    Степной охотник, талантливый писатель.

     

    Литературно-музыкальная гостиная, посвященная 115-летию со дня рождения и 95-летию пребывания В. П. Правдухина в Акбулаке

     

     

    На карте – с ладонь или даже поменьше,

    А пешим – попробуй его обойди!

    Смотри: бесконечные – бесконечные

    Всё степи да степи бегут впереди.

     

    А реку… Как реку мне выразить словом?

    Я лучше сравнения не отыскал –

    По жёсткой руке Оренбуржья родного,

    Как синяя жилка, струится Урал…

     

    Народ корневой, работящий, плечистый,

    Душа у народа, как степь, широка.

    На пляску выходит:

    Движенья – что выстрелы,

    А песни – медлительней, чем облака.

     

    Исполняется песня ________________________________________________
    __________________________________________________________________

                Оренбургский край с его необъятными просторами, девственной степной природой, богатой историей и этнографией всегда привлекал внимание учёных, путешественников, общественных деятелей и конечно писателей.  В Оренбуржье перебывало в свое время немало известных писателей, вследствие чего наш край довольно часто упоминается в летописях классической литературы. Державин и Крылов, Аксаков и Пушкин, Даль и Шевченко, Плещеев и Михайлов, Толстой и Короленко – таков неполный перечень писателей, которые бывали в Оренбургском крае и были так или иначе связаны с ним.  Причём, оказавшись в Оренбуржье, они навсегда проникались любовью к безбрежным степным просторам.

     

    Так скоро, может быть, покинуть должен я,

    О степь унылая,  простор твой необъятный,

    Но вместо радости,  зачем душа моя

    Полна какою-то тоскою непонятной?

     

                К плеяде писателей – живописцев Оренбургского края относится и Валериан Павлович Правдухин. К сожалению, современному читателю мало знакомо творческое наследие этого самобытного писателя, драматурга, критика и талантливого педагога.  Для нас его творчество интересно ещё и тем, что два года из своей недолгой жизни он учительствовал на Акбулакской земле.

                В. П. Правдухин родился 2 февраля 1892 года в станице Таналыкской Орского уезда Оренбургской губернии в многодетной семье священника. Когда Валериану исполнилось пять лет семья переехала в село Петровское (ныне Саракташского района), а в 1899 году отца перевели в казачий посёлок Калёный Уральской области. Здесь Правдухин страстно полюбил природу, бегал со сверстниками на рыбалку, будучи очень наблюдательным, уже восьмилетним мальчиком знал всех пернатых обитателей калёновских лугов и степи. Со старшими братьями Валериан ездил на охоту.

                Затем отец перебрался на хутор Шубина Орского уезда, где семья прожила более 20 лет.

                Учился Правдухин сначала в Уральском духовном училище, по окончании которого в 1908 году был зачислен в Оренбургскую духовную семинарию. В 1912 году Валериан Павлович исключается из семинарии за участие в митингах и бунтах. Тяга к знаниям привела его в Оренбургскую гимназию. Здесь в 1912 году он экстерном сдаёт экзамен за курс гимназии, и получив диплом народного учителя, едет преподавать в Акбулакскую школу.

     

    Кто любит моря, кто таёжные тропы,

    Кто сердцем сроднился с горами навек,

    А я полюбил Акбулакские степи

    И речку степную с названьем Илек.

    Я видел поляны весенних тюльпанов,

    И снежных сугробов холодную синь,

    И запахи помню осенних туманов,

    И знаю, как пахнет степная полынь.

     

                Основанный в 1904 году,  Акбулак к этому времени превратился в крупный посёлок волостного значения. Здесь работало более десятка магазинов, несколько мельниц, кожевенный и кирпичный заводы, бойня, коптильня. Акбулак становится и крупным центром торговли.  Осенние ярмарки иногда длились несколько недель. Сюда стремились не только из близлежащих сёл, но и казахи из Хобды, Уила. Они гнали скот, везли шерсть, кожи, изделия своих мастеров. Большим спросом на акбулакских базарах пользовался сельхозинвентарь, предметы домашнего обихода, и, особенно рабочий скот.

                По административному делению Акбулакская волость входила в состав Актюбинского уезда Тургайского края. Никаких культурно-просветительных учреждений в этот период в посёлке не было. Молодёжь собирала свои вечеринки у кого-нибудь на дому, а взрослое население проводило свой досуг на завалинках. Купец Каширин сдавал свой дом под школу, где обучение велось только за плату и только с 1-го по 3-й классы.  В этой единственной школе и работал учителем с 1912 по 1914 годы будущий писатель Валериан Павлович Правдухин.

                Как учитель Валериан Павлович был ярым поклонником всего нового, что накопила тогда и несла в жизнь педагогическая наука.  Увлеченный идеями  Толстого о трудовом воспитании в школе, он успешно претворяет их в своей педагогической практике. Развивает в учащихся творческое отношение к природе, явлениям жизни, особое внимание уделяет преподаванию литературы. 

                В начале 1914 года Правдухин  участвует во 2-м  Всероссийском съезде учителей им. Ушинского в Петербурге, выступает с докладом «Развитие творчества в детях», который был восторженно принят учителями.

                Возможно, Правдухину было суждено оставить заметный след в педагогике, но обстоятельства сложились так, что  школу пришлось оставить. В 1914 году Правдухина уволили из Акбулакской школы по доносу «за явно выраженные революционные убеждения».

                Акбулакский период жизни писателя нашёл отражение в его пьесе «Новый учитель, или Трудовая артель». Её сюжет представляет собой сценическое воплощение событий, происходящих в Акбулакской школе. Характеры действующих лиц «списаны» с реальных учеников и учителей, а образ самого учителя автобиографичен.  Пьеса «Новый учитель» - это драма в трёх действиях из жизни одной школы. Знанием жизни, психологии сельских ребятишек веет со страниц пьесы. Сюжет прост. В школу назначается новый учитель, которого вначале встречают с недоверием. Но постепенно он завоёвывает расположение ребят. Он учит их добру, раскрывает им многие, доселе непонятные явления, прививает любовь к книгам, поэзии. Со страниц произведения встают привлекательные образы живых и непосредственных, смешливых и отзывчивых на всё самое доброе, крестьянских детей.  

     

    (Инсценировка отрывка из пьесы «Новый учитель»).

     

                Учителю приходится покинуть школу по доносу. Его расставание с детьми происходит трогательно, потому что они успели полюбить друг друга, стать настоящими друзьями.

                Пьеса «Новый учитель» для нас акбулакчан, особенно интересна тем, что создана на местном материале и, помимо того, что позволяет лучше понять, полнее представить творчество даровитого писателя, раскрывает одну из страниц жизни дореволюционного Акбулака.

    Исполняется песня ________________________________________________

                А дальше жизненный путь писателя труден и извилист. В 1914 году он едет в Москву, поступает на историко-филологический  факультет народного университета им. Шанявского. После трёхлетней учёбы возвращается на Урал и на некоторое время педагогическая и литературная работа в его жизни окажутся связаны воедино. В Челябинске его назначают на ответственный пост в губернский отдел народного образования. И Правдухин вместе со своей женой писательницей Л. Сейфулиной берется за культурно- просветительскую деятельность. Исключительно их усилиями в городе создается детский театр – один из первых в стране; они ведут борьбу с детской беспризорностью, организуют детские дома и трудовые колонии, библиотеки и читальни, проводят читательские конференции, диспуты, сами пишут пьесы для театра, сами играют на его сцене. Ставятся пьесы «Егоркина жизнь», «Новый учитель».

                В 1921 году Правдухин с Л. Сейфуллиной переезжают в Новосибирск.  Здесь Валериан Павлович становится одним из организаторов и редакторов журнала «Сибирские огни» и проявляет себя как талантливый  критик. В 1923 году Правдухин с женой уезжает в Москву. Здесь он заведует литературно-художественным отделом журнала «Красная звезда». Затем они семь лет живут в Ленинграде. А в 1931 году опять перебираются в Москву, на постоянное место жительства.

                Валериан Павлович Правдухин дорог нам не только как критик, драматург, работник просвещения, но больше всего, как оригинальный писатель.  Ему принадлежать книги очерков «По излучинам Урала» и «Годы, тропы, ружьё». В этих автобиографических очерках Валериан Павлович знакомит читателя с природой самых разных  уголков и окраин России.  Казахстан, Кавказ, Сибирь, Алтай – где только не приходилось бывать писателю с ружьём и записной книжкой в руках. Много раз бывал Правдухин и в родном Приуралье. В 1928 году организовал экспедицию на лодках по Уралу, в которой приняли участие его братья, Л. Сейфуллина, А. Толстой. Эта поездка получилась очень интересной и помогла Правдухину собрать очень богатый материал для завершения книги «Годы, тропы, ружьё». Последние её главы посвящены Уралу.

                Вообще книга  включает разные по своему характеру произведения «Запахи детства» и «Моя юность» - это автобиографические рассказы писателя о детских и юношеских годах; другие, как «На дудаков», «В Алазанской долине», «Заколдованный ток» представляют собой охотничьи рассказы; третьи, как «В Саянах», «По золотым горам («Южный Алтай»), «По Уралу на лодке», являются путевыми очерками, своего рода записками путешественника.   При этом книга не оставляет впечатление случайно собранных вещей, кажется очень слаженной, единой как  по содержанию, так и по форме. От начала до конца её пронизывает чувство безмерного удивления автора перед богатством, щедростью, многообразием мира – и человеческого, и природного. Как-то ещё в раннем детстве удалось ему взобраться на вершину горы:  «Впервые я увидел мир с такой высоты, и он мне показался красивым, но страшным – слишком большим для маленького человека. Луга, озёра, извивы рек, леса, два-три посёлка, соседние горы – всё это открылось мне, как на странице книги. Поля бежали вдоль нескончаемыми полосами. Помню, солнце уже уходило за холмы, - и мне вдруг стало больно от своей мизерности… Какая же большая  земля и как много  на ней дорог, неведомых и таинственных!» С тех пор навсегда и осталось в нём это изумление перед земной мощью, с тех пор и не покинула его «жажда нехоженых дорог, неожиданных приключений».

                «Золотую пору детства» писатель вспоминает с благодарностью. Образ «золотого детства» у Правдухина свой, единственный и связан он  с воспоминаниями о той глубине чувств, которые дано было пережить в соприкосновении с природой и в общении с людьми Зауралья. «Воспоминанья…. заполняют меня до краев и теперь. Они как живая вода подпочвенного грунта, постоянно выплескиваются на поверхность».

                Край, где родился В. Правдухин, всегда был многонациональным, разноязыким, и ранние его годы прошли в среде уральского казачества. «Навсегда, - говорит он – остались в моей памяти серо-жёлтой глиной вымазанные ряды саманных изб с плоскими крышами, прямые широкие улицы, люди высокого роста с размашистым шагом… женщины скромно-величавого стана, простой русской красоты. Шустрые казачата, чуть не с пеленок скачущие на конях, увёртливые, лихие волчата степных просторов. Уральский казак для меня особый тип не только по своему общественному и хозяйственному укладу, - он для меня первый живой человек жизни: с ним я рос, он учил меня видеть и любить природу, от него я зарядился страстью к игре и борьбе, иронически-весёлому отношению к невзгодам, у него я перенял первые навыки жизни».

                В полном соответствии с народным мироощущением отношение В. Правдухина к природе не терпит созерцательности, абстрактности. Образ у него всегда точен, конкретен. Правдухин призывает читателя любовь к природе претворять  в полезное знание, душевный опыт. Будучи страстным охотником, писатель  от казаков научился смотреть  на охоту не как на пустую и вредную для природы забаву, а как на суровую жизненную необходимость, нелёгкий труд. Самоцельное истребление живого вызывает в его душе протест. Сам же для себя он воспринимал охоту скорее всего как активный способ обогатиться новыми знаниями, свежими впечатлениями. Охота, общение с природой были для писателя насущной потребностью, источником жизни.

     

    Мы так любили шумные костры

    За их уют в охотничьих скитаньях.

    Теперь они живут в воспоминаньях,

    Как свет и радость молодой поры.

    …Вот ночь в лесу, далёком и глухом

    Перед весёлым глухариным током –

    И на ночлеге позднем – одиноком,

    Костёр домашний радует теплом.

     

                После чтения его книги остаются светлые чувства: радость от сознания многообразия мира, желание  пройти  теми же тропами, пережить ту же полноту впечатлений от неожиданных приключений, интересных встреч, которые пережил сам автор.

                Кроме положительных эмоций, современный читатель испытает эмоциональное потрясение от ощущения перемен, которые уже претерпела природа и которые ожидают её в будущем. Писатель ещё застал девственно-нетронутыми многие места России и часто рисует картины природного изобилия, когда реки были переполнены рыбой, леса – зверем и птицей. Эти картины человеческого изумления перед сказочными богатствами рек, лесов, гор; восторга от общения с ними в настоящее время воспринимаются как напоминание ответственности человека перед природой.

     

    Услышу ль сосен шум в полдневный час,

    Журчанье струй средь камушков у брода,

    О, люди, мыслю я, у всех у нас

    Есть мать одна,

    По имени Природа!

    У ней для всех хватает доброты

    И мы живём, запечатлев навеки

    В душе

    Её прекрасные черты - 

    Поля, луга, леса, моря и реки.

     

    Исполняется песня ________________________________________________

               

    Второй не менее важной темой, к которой обращался в своем творчестве писатель, была тема Уральского казачества.

                Она  звучит во многих произведениях В. Правдухина. А его роман «Яик уходит в море» можно по-праву назвать художественной летописью  жизни свободолюбивых Яицких  казаков.

                Вдумчивый художник слова, Правдухин, прежде чем написать свою эпопею «Яик уходит в море» многие годы тщательно изучал историю Уральского казачества.  Автор долго работал с документами в Уральском войсковом архиве. В черновых записях писателя отмечены все важнейшие события, происходившие год за годом в жизни войскового круга, выписаны народные приметы о погоде, ребячьи игры, забавы молодёжи, различные песни, присказки, поговорки, образцы речи простого и образованного казака, церковные обряды, войсковые праздники,  знаки отличия казаков того времени и другие детали, передающие колорит эпохи.  Валериан Павлович много разъезжает по станицам бывшего Уральского казачьего войска, расспрашивает о житье-бытье старых казаков.

                В работе над романом помогло автору и то обстоятельство, что семья Правдухиных долгие годы жила среди Уральского казачества, и многое из народного быта, обычаев, привычек было близко Валериану Павловичу с раннего детства. Многое знала мать писателя Анна Нестеровна – простая крестьянская женщина. Она была изумительной рассказчицей, и её необыкновенная память сохранила очень ценные житейские наблюдения, всевозможные детали, особенности народного говора. Результатом этой кропотливой работы и стал роман «Яик уходит в море».

     

    Вдалеке, вдалеке,

    На зыбучем песке,

    Близ Урала-реки,

    Там живут казаки;

    Землю пашут, поют,

    Мечи востры куют,

    И на конях они

    Скачут целые дни…

    Киньте взглядом на юг!

    На Памире,  средь вьюг,

    И ташкентских садах,

    И в ферганских горах

    Славу громкую там

    Все поют казакам

    Оренбуржцам – молодцам,

    Атаманам – удальцам.

                Основные события романа разворачиваются в 90-х годах 19 века. В центре повествования – семья Алаторцевых, яицких старожилов из посёлка Соколиный.

                Роман начинается с радостного события – возвращения казаков из Хивинского похода. Удачно завершенный поход и радость встречи с родными и близкими выливаются в яркий праздник. «Какой гвалт, какой радостный ор стоял над полями. Земля была готова взорваться от радости».  

                «Больше сотни казачек пляшут сейчас на лугу, взмахивая цветными платками. Вокруг них в восторге взметываются и бьют подборами о землю мужчины.  Давно не стало отдельных людей, всё слилось в один цветной хоровод. Вот уж, в самом деле, неразлучимый поселковый мир, единая весело гуляющая команда, нерушимое войско, навеки сжившаяся семья. Так казалось тогда многим соколинцам».

    Исполняется песня ________________________________________________

     В этом свете всеобщего ликования предстают и главные герои романа: Василист, Настя, Лушка  Алаторцевы, только что со всеми вместе встретившие своего отца Ефима Евстигнеевича. С молодой доверчивостью смотрят они на жизнь,  мечтают о своём счастье, связывают его с любовью, семьёй, достатком. Мир кажется им незыблемым, установленные порядки – вечными. Как сбудутся ожидания героев, как соотнесется их мечта о простом человеческом счастье с теми переменами, которые в скором будущем ожидают казачество?

                1874 год, когда соколинцы вернулись из похода, оказался тревожным. Царское правительство  вводит новое военное и хозяйственное положение, смысл которого заключается в наступлении на казачьи вольности. Исторически  уральские казаки пользовались привилегиями. Они не знали никаких запретов: где хотели, пахали землю, где хотели, пасли скот, неограниченно ловили рыбу  на реке Урал. На службу казак шёл добровольно, платили ему за это из сбора со всех «неслужилых казаков». Теперь же каждый казак должен был выполнять всеобщую воинскую повинность, ограничивалось и хозяйственное самоуправление. Новое Положение вызывало бурное недовольство казаков, стремление отстоять вековые привилегии. При этом выясняется, что казачий мир не так уж един, как казалось.  Он сразу размежевался на богатых и бедных, на тех, кто с готовностью принял новое Положение и на «несогласников», которых отправляли в ссылку.

                Такой поворот общественных событий резко отозвался на судьбе героев, круто изменил их жизненные пути. Вместо радостного ожидания счастья пришла пора горьких разочарований. Роман очень динамичен, богат событиями, крутыми поворотами судеб.  В нем много тонко выписанных бытовых массовых сцен:  традиционное багрение рыбы на Яике, посиделки молодёжи, гульбища, драки. Эти картины помогают лучше понять казачий общинный мир.

                Произведение полно лирических отступлений, поэтических описаний природы,  деталей быта, колорита народного языка, придающих всему повествованию красоту и своеобразие.

                Очень много вдохновенных страниц романа посвящает Правдухин изображению Яика.  «Река, разбушевавшись весной, взломав синий лёд, вырвав с корнем деревья и швырнув их за сотни верст и дальше, утопив луга и лес, опять спадает и течёт спокойно… до новой весны. А там снова и снова полыхает широким, пьяным половодьем! Море всегда впереди, и к нему вечно к нему течёт и в него уходит древний седой Яик…»

                В этом  отрывке заключён смысл названия романа. Точно также, как Яик стремится  к морю, неостановимо идут люди к правде, добру, справедливости, также неодолимо их стремление к лучшей жизни,  к простому человеческому счастью.

     

    Исполняется песня ________________________________________________

               

    Жизнь Валериана Правдухина оборвалась в самом расцвете творческих сил. Едва был закончен многолетний труд над романом «Яик уходит в море», как на писателя обрушилась непоправимая беда. В 1937 году он был арестован по ложному обвинению, а 15 июля 1939 года умер в концлагере. Имя его было забыто, а книги запрещены. 

    К счастью, через долгие годы забвенья, произведения Правдухина возвратились к нам. Писатель заговорил о своей любви к родному Уралу с сегодняшними читателями. «Литературная современность», «Новый учитель», «Охотничья юность», «По излучинам Урала», «В степи и горной тайге», «Крылатые кочевники», «Яик уходит в море» - вот далеко не полный перечень произведений В. П. Правдухина. И те, кто соприкоснулся с творчеством этого талантливого человека, согласятся: свое место в русской литературе он, безусловно, занял.

     

     

    Составитель: Горбулинская Н. В. – зав. юношеским сектором МУК «Межпоселенческая ЦБС» Акбулакского района, Оренбургской области

     

     

     

     


     

    Л и т е р а т у р а

     

    1.     Вечный берег: Два века поэзии Оренбуржья: Избранная лирика. – Калуга: Золотая аллея. 1994. – 384 с.

     

    2.     Правдухин В. П. Годы, тропы, ружье. – М.: Советский писатель, 1968. – 336 с.

    3.     Правдухин В. П.  Яик уходит в море. – Ч.: Юж.-Уральск. кн. изд-во, 1977. – 478 с.

    4.     Правдухин В. П.  Новый учитель (Трудовая артель). – Пьеса в 3-х действиях из жизни одной школы. Издание второе. – Омск, 1922 г.

    5.     Прокофьева А. Г.   В. П. Правдухин//Прокофьева А. Г.  Оренбургский край в произведениях  русских писателей. Учебное пособие по литературному краеведению. Часть III. – Оренбург: Изд-во ОГПИ. 1995. – с.91-113

    6.     Степные Зори. Сборник стихов местных авторов /Сост. Волоснова Н. В., Рогозная Н. А., Миняева Н. М. – Акбулак: ГУП Оренб. обл. «Редакция Акбулакской районной газеты «Степные Зори», 2004.-144с.

    7.     Чумаков М.  Писатели – наши земляки. Валериан Правдухин // Южный Урал. – 1969. – 16 июля

    8.     Щербанов Н. Обычный и чудесный мир Валерина Правдухина // Надежда. -2004. - № 53

     

    Акбулакская центральная районная библиотека им. Правдухина